Статьи

Статьи

Аудиторские услуги в Санкт-Петербурге: почти совершенная конкуренция?

С точки зрения классической экономической теории, рынок аудиторских услуг северной столицы максимально близок к совершенной конкуренции. Организация бизнеса, кадровая политика, организация проверок, взаимоотношения с клиентами, ценовая политика – по этим критериям можно дифференцировать компании, оказывающие аудиторские услуги в Санкт-Петербурге. Исходя из практического опыта можно назвать критерии, исходя из которых клиенты чаще всего выбирают аудиторские фирмы.

Аудиторские услуги в Санкт-Петербурге: клиенты и аудиторы

Тысячи предприятий в городе на Неве проходят аудиторские проверки годовой бухгалтерской отчетности. Среди них строительные, производственные, торговые, транспортные, энергетические компании, некоммерческие организации, государственные предприятия. Помимо направления хозяйственной деятельности и формы собственности, предприятия и учреждения, проводящие аудиторские проверки финансовой отчетности различаются по масштабу своей деятельности. Это дает возможность аудиторским организациям определить свою бизнес-стратегию, ключевой сегмент своих клиентов, выстроить исходя из этого бизнес-процессы.

Подробнее: Аудиторские услуги в Санкт-Петербурге: почти совершенная конкуренция?

В чем особенности учета и аудита ВЭД?

Особенности учетного процесса, ряд дополнительных документов, валютный контроль, особые правила для принятия вычета НДС – далеко не полный перечень нюансов бухгалтерского и налогового учета предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность. Их знание и регулярный мониторинг изменения законодательства – обязательные условия грамотного учета и качественного аудита ВЭД.

Как грамотно организовать учет внешнеэкономических операций и минимизировать риски существенных ошибок в бухгалтерском и налоговом учете? Совсем не просто ответить на этот банальный вопрос по одной простой причине – особенностей и нюансов учета внешнеэкономических операций слишком много, их едва ли не больше, чем самих правил.

Особенности учетного процесса при ВЭД

Организация и ведение учетного процесса – первое и, пожалуй, самое очевидное, на что стоит обратить внимание. Если компания ведет внешнеэкономическую деятельность, это автоматически означает увеличение документооборота (за счет поручений на покупку и/или продажу валюты, платежных документов иностранных партнеров, грузовых таможенных деклараций, контрактов с иностранными партнерами и ряда иных документов). При этом, большая часть документов, полученных от иностранных организаций или адресованных им, вероятнее всего, будут составляться на двух языках. Если документ составлен только на иностранном языке, то для контролирующих органов потребуется представить соответствующим образом заверенный перевод.

Подробнее: В чем особенности учета и аудита ВЭД?

Почему нужен аудит некоммерческих организаций?

Характер деятельности некоммерческих организаций вносит определенную специфику в аудит НКО, но, как минимум, не снижает его значимость с точки зрения соблюдения общественных интересов.

В обществе нередко бытуют мнения, что бухгалтерский учет некоммерческих организаций прост, а аудит нужен для формальности. Если первый тезис нужно поставить под сомнение, то второй - однозначно опровергнуть.

Так ли прост бухгалтерский и налоговый учет НКО?

От бухгалтера, ведущего учет СРО и других некоммерческих организаций, не требуется знание производственных процессов, нюансов внешнеэкономической деятельности, сложных методик расчета заработной платы, равно как и многих других специфических знаний и компетенций. Это обстоятельство иногда приводит к выводу, что бухгалтерский учет некоммерческой организации предельно прост и сколько-нибудь серьезных оснований для проверки точности отражения бухгалтерских операций, по сути, нет.

Подробнее: Почему нужен аудит некоммерческих организаций?

Учет и аудит нематериальных активов требуют особого внимания и ответственности

Не проводя переоценку нематериальных активов, организация формально не нарушает Правила Бухгалтерского Учета (ПБУ), но создает существенные риски: как минимум – искажения бухгалтерской отчетности, как максимум – банкротства и прекращения хозяйственной деятельности.

Нематериальные активы (НМА) – пожалуй, один из самых сложных разделов учета – как для бухгалтеров, так и для аудиторов. Это обусловлено как самой природой НМА, так и вариативностью законодательства. Еще один фактор, имеющий в последние десятилетия не меньшее значение, чем два вышеупомянутых – технический прогресс. Неудивительно, что в последние годы в российской практике имели место прецеденты, когда после проведения объективной переоценки НМА финансовые показатели успешных, как до этого казалось, компаний, уходили в минус, а в некоторых случаях дело заканчивалось банкротством.

Подробнее: Учет и аудит нематериальных активов требуют особого внимания и ответственности

Отчет аудитора – документ для клиента и в интересах клиента

В отличие от аудиторского заключения, отчет аудитора – документ непубличный и не регламентированный стандартами аудита, что позволяет подготовить его с учетом отраслевых, организационных и других особенностей организации, указать на выявленные в ходе аудиторской проверки ошибки и помочь клиенту предотвратить их в будущем.

Каким должен быть по структуре и содержанию клиенториентированный отчет аудитора, подготовленный по результатам проверки бухгалтерской отчетности производственного, строительного, торгового предприятия или некоммерческой организации? Чтобы точно ответить на этот вопрос и подготовить полезный для клиента отчет, необходимо дать ответ на ряд других вопросов, среди которых:

  • насколько регулярно организация проходила аудиторские проверки в последние годы и каковы были результаты;
  • в каких разделах бухгалтерского и налогового учета выявлены самые значительные ошибки и неточности;
  • насколько существенно влияние отраслевых факторов на ведение бухгалтерского учета;
  • каковы ожидания бухгалтерии и руководства от проведенной аудиторской проверки и отчета аудитора.

Исходя из оценки и интерпретации указанных выше факторов, аудиторские фирмы определяют свой подход к подготовке отчета аудитора – его формат, содержание и уровень детализации. Наше понимание российской практики позволяет определить три наиболее типичных подхода к формированию этого итогового документа аудиторской проверки.

Подробнее: Отчет аудитора – документ для клиента и в интересах клиента

Аудиторское заключение: что должен знать клиент?

Как показывает практика, представление бухгалтеров и руководителей компаний, впервые проходящих аудиторскую проверку о содержании и сути аудиторского заключения – ее главного документа, часто не соответствуют действительности.

Что представляет из себя аудиторское заключение? Кому адресовано аудиторское заключение? Каким может быть аудиторское заключение и какие факторы оказывают на это влияние? Эти, казалось бы, самые очевидные вопросы часто возникают не только у руководителей, но даже у профильных сотрудников бухгалтерии организаций, которым предстоит пройти аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности впервые.

Аудиторское заключение: суть, содержание, структура

Итак, попробуем без лишнего формализма определить, что такое аудиторское заключение. Это основной документ, который получает организация по результатам аудиторской проверки. Документ строго регламентирован, его содержание и структура четко определяются стандартами аудиторской деятельности, до 2017 года таковыми были Федеральные Стандарты Аудиторской Деятельности (ФСАД), с 2017 в России вступили в силу Международные Стандарты Аудита (МСА).

Подробнее: Аудиторское заключение: что должен знать клиент?

Поделиться ссылкой на эту страницу с друзьями: