Инициативный аудит не в моде

Число организаций, проводящих аудиторские проверки бухгалтерской отчетности по собственной инициативе, неизменно снижается последние 7 лет. По итогам 2019 года, интерес к инициативному аудиту в России обновил исторический минимум.

Аудит обязательный и инициативный

Механизм аудита — обязательного и инициативного, равно как его задачи, итоговые документы – аудиторское заключение и отчет аудитора, по сути, идентичны. Принципиальная разница заключается в инициаторе проведения аудиторской проверки.
Среди российских предприятий и учреждений, аудировавших годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, тех, кто проводил аудит по собственной инициативе, не попадая под критерии №307-ФЗ, всегда было меньшинство. Однако, именно в последние годы наблюдался тренд, когда количество организаций, проводящих инициативный аудит стало приближаться к уровню статистической погрешности.

Статистика Минфина

Если проанализировать официальные данные, публикуемые регулятором, трудно не заметить устойчивое снижение удельного веса инициативного аудита, как минимум, с 2012 года. По итогам 2019 года, лишь 7,3% организаций, проводивших аудит бухгалтерской отчетности, делали это по собственной инициативе.

Год

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Инициативный аудит

18,5%

16,7%

14,7%

11,3%

9,4%

8,8%

8,7%

7,3%

Сопоставим этот тренд с общим количеством организаций, аудировавших свою отчетность в эти же годы. Обратившись к статистике Минфина, получаем следующие данные:

Год

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Аудируемые лица

70044

68380

67857

71841

74537

78087

78688

79528

Если на основе приведенной выше информации определить количество организаций, проводящих инициативный аудит бухгалтерской отчетности в абсолютных величинах, картина получится еще более впечатляющая. В 2012 таких предприятий и учреждений было немногим менее 13 тысяч, в 2015-м уже лишь едва больше 8 тысяч. По итогам 2019 года количество организаций, которые провели инициативный аудит годовой бухгалтерской (финансовой отчетности) впервые оказалось менее 6 тысяч.

Причины и выводы

В чем причина столь значительного и стабильного снижения количества российских организаций, проводящих аудит годовой финансовой отчетности по собственной инициативе? Дать абсолютно аргументированный однозначный ответ со 100%-й доказательной едва ли возможно. Вероятнее всего, такая статистика обусловлена несколькими причинами.
В каких случаях предприятия и учреждения проводят инициативный аудит? Один из типичных примеров – требования финансово-кредитных учреждений. При этом стоит учитывать, что значительная часть организаций, аудированная отчетность которых предоставляется в банки, подходят под критерии, указанные в №307-ФЗ «об аудиторской деятельности». То есть, в статистику организаций, проводящих инициативный аудит, они могут не попадать.
Другой типичный случай – сделки по покупке или продаже бизнеса, его долей, ценных бумаг и т.д. Количество аудиторских проверок, вызванных данной причиной, во многом характеризуют уровень деловой активности.
Еще одна вероятная причина – проверки бухгалтерской отчетности, вызванные внутрикорпоративными факторами – сомнениями собственников или руководителей предприятия в достоверности данных бухгалтерского и налогового учета, сменой директора или главного бухгалтера.
Также аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности может проводиться в «штатных условиях», если руководители хотят быть уверены в точности данных учета и объективности ключевых экономических показателей, а аудиторов они рассматривают как полезных и объективных специалистов.
Как отмечалось выше, определить силу влияния каждого из указанных факторов на нисходящий тренд инициативного аудита сложно. Точно можно сказать только одно: в условиях высокой деловой активности и столь же высокого доверия делового сообщества к институту независимого аудита такая статистика была бы невозможна.
Влиять на уровень деловой активности аудиторы, безусловно, не могут. Восприятие независимого аудита деловым сообществом – собственниками бизнеса и руководителями предприятий во многом зависит от работы аудиторов – их ответственности и клиентоориентированности. Добиться высокого доверия людей дела – ключевая задача, решить которую должно аудиторское сообщество.

Последние публикации:

Подписаться на новости: