Контролируемые сделки: маркетинг на службе налогового учета

Ценовой мониторинг – лучший способ доказать рыночный уровень цен и снизить риски при трансфертном ценообразовании.

Является ли цена сделки рыночной? Это один из самых популярных вопросов, который задается руководителями маркетологам, менеджерам по продажам и закупкам, когда речь идет о совершении коммерческих операций между двумя или несколькими независимыми между собой участниками рыночных отношений.

Этот же вопрос приобретает совсем иной контекст, когда речь идет о трансфертном ценообразовании и задается контролирующими органами. Соответствие цены рыночной в таком случае носит более формальный характер, но, совершенно точно, не меньший по значимости. От того, насколько полными и убедительными будут доказательства применения при контролируемых сделках рыночных цен, зависит уровень налоговых и репутационных рисков, а значит – благополучие бизнеса.

Взаимозависимость и цены – ключевые вопросы трансфертного ценообразования

Перераспределение прибыли между разными подразделениями бизнеса для «оптимизации» налогообложения – далеко нередкий прием, используемый как в международной, так и в российской практике. Противодействие таким приемам – важная задача налогового контроля.

В фокусе внимания ФНС два ключевых вопроса – это взаимозависимость участников сделки и соответствие цен рыночным. Критерии взаимозависимости определены в Налоговом Кодексе. Передовые решения в области технологий и организация информационных потоков, применяемые ФНС, позволяют им оперативно выявлять практически все взаимозависимые организации.

Впрочем, в законодательстве нет и не должно быть запрета на осуществление хозяйственных сделок между взаимозависимыми организациями. Ключевой вопрос – продиктованы ли данные сделки логикой коммерческой деятельности или их цель – уход от налогообложения.

Насколько цены по совершенным ими сделкам соответствуют рыночным? Этот простой, казалось бы, вопрос, на самом деле «на тоненького» — практически в каждом сегменте ценообразование имеет свою специфику.

Несомненно, важно не допустить незаконный уход от налогообложения. С другой стороны, ситуация, когда взаимосвязанные компании (например, в рамках вертикально интегрированного холдинга) поставляют друг другу товары или услуги может быть вполне естественна и продиктована именно соображениями устойчивости бизнеса, а не уходом от налогообложения.

Такое решение может быть вполне логичным, если, например, в состав агрохолдинга входят производители зерна и комбикормов. Зерно – товар биржевой, а значит высоко волатильный, конъюнктура может меняться резко, причем в любую сторону.

Рост котировок на зерно означает повышение прибыльности данного сегмента бизнеса и снижение прибыли в сегменте комбикормов, снижение котировок на зерно – с точностью наоборот. Таким образом, потери в одном сегменте компенсируются плюсом в другом, обеспечивая при этом почти гарантированный рынок сбыта. То есть, такая взаимосвязь имеет понятную коммерческую основу, а вовсе не продиктована исключительно налоговой «оптимизацией».

Контролируемые сделки: как доказать рыночный уровень цен?

Разумеется, «зерно-комбикорма» — далеко не единственна цепочка, в которой поставки товара обусловлены соображениями коммерции и долгосрочной устойчивости бизнеса. Другой вопрос – применяются ли при совершении сделок рыночные цены и как доказать их рыночный уровень контролирующим органам, а если потребуется, то суду?

Стоит учесть еще одно важное обстоятельство. Поскольку сделки с товарами или услугами в таких случаях носят, как правило, регулярный характер, то и доказательная база рыночного уровня цен должна иметь постоянную основу. Самое очевидное и надежное решение – организация перманентного ценового мониторинга.

Организации, в которых ценовой мониторинг налажен для коммерческих целей – далеко не исключение. Объективная и актуальная информация о рыночной конъюнктуре – одна из главных задач маркетинга. Исходя из полученной информации принимаются тактические и стратегические решения.

Однако, если организация совершает контролируемые сделки, результаты проводимого мониторинга должны быть представлены в формате, удовлетворяющем ФНС (не говоря уже о судебных инстанциях). То есть, при организации данной маркетинговой функции должны учитываться задачи налогового учета.

Чем будет руководствоваться ФНС? Если компания совершает взаимозависимые сделки, что нужно сделать, чтобы убедить контроллеров в рыночном уровне цен? Для этого необходимо понимать принципы и алгоритм работы ФНС.

При налоговом контроле может применяться один из пяти методов, предусмотренных Налоговым Кодексом (ст. 105.7), приоритетным из которых является метод сопоставимых рыночных цен. Если применение данного подхода не представляется возможным или не позволяет сделать вывод о соответствии цен рыночному уровню, то налоговики могут руководствоваться одним из следующих методов:

  • затратный,
  • цены последующей реализации,
  • сопоставимой рентабельности,
  • распределения прибыли.

Товар (услуга), время, регион – три ключевых фактора, обеспечивающих сопоставимость рыночных цен. Товар важно в достаточной степени идентифицировать исходя из номенклатуры, технических и иных характеристик. Чем выше волатильность рынка, тем точнее должна быть временная сопоставимость ценовых предложений. Возможные региональные отличия цен тоже должны учитываться, в идеале должны быть представлены данные ценового мониторинга из того регионы, где ведут деятельность участники контролируемой сделки.

Задача усложняется, если участниками контролируемой сделки являются не две, а больше организаций. Тем не менее, принцип остается тем же – регулярный сбор, анализ цен и их фиксация.

Таким образом, грамотно организованный мониторинг поможет решить, как минимум, две важнейшие задачи бизнеса.

Последние публикации:

Подписаться на новости: