Решение «на стыке» консалтинга и информационных технологий способно вывести бизнес-процессы на новый уровень.
Сделать бизнес-процессы прозрачными, а главное эффективными – всегда было очевидным желанием любого предпринимателя. Мотив понятен – оптимизация производственных процессов, торговых операций, движения товарных запасов, денежных средств, коммуникаций с поставщиками и клиентами автоматически означала увеличение рентабельности бизнеса и повышение конкурентоспособности.
Справиться с этой задачей собственники и руководители строительных, производственных, торговых, логистических компаний пытались как посредством внутренних ресурсов, так и привлекая сторонних специалистов. Правда, случаи, когда полученными результатами руководитель (или собственник) был доволен, являлись скорее исключением, чем правилом.
Основная причина – уже набивший оскомину человеческий фактор. Описание процессов раньше происходило вручную, как правило, на основе опросов сотрудников. В результате, полученная информация часто была неполной и не всегда объективной. Сам процесс сбора информации почти всегда становился трудоемким, а значит и затратным. Аналитика, проводимая на основе собранной информации, носила, по большей части эмпирический характер.
Программное обеспечение в помощь консультантам
Между тем, уровень и доля автоматизации происходящих в бизнесе процессов с каждым годом становятся все выше, работа разных специалистов и руководителей оставляет все больше «следов» в информационных системах. Их анализ может дать объективную качественную, количественную и временную характеристику действий определенного сотрудника при совершении торговой сделки, управления производством, равно как и другом бизнесс-процессе.
Если применить технологию искусственного интеллекта, то, проанализировав фактические данные, можно воссоздать полную картину и динамику процесса. Разработчики новейших информационных платформ добились возможности в режиме реального времени получать данные из «журналов событий», вести мониторинг процесса от «А» до «Я». В итоге, достигается уровень оперативной аналитики процесса, а также действий его участников, какой прежний, «ручной» метод не мог обеспечить в принципе.
Такие решения, основанные на применении искусственного интеллекта, получили название Process Mining (процессная аналитика).
Process Mining: условия применения и результат
Итак, при каких условиях можно применить процессную аналитику, что является техническим минимумом для внедрения Process Mining?
Первое условие – отражение бизнес-процесса (или, по крайней мере, большей его части) в автоматизированной информационной системе (АИС). Другое ключевое условие – наличие журнала событий (лога), который должен содержать как минимум, идентификатор процесса, его статус и время регистрации. Необходимо четкое понимание сути и динамики бизнес-процесса, желателен регламент или его детальное описание.
Применение процессной аналитики призвано оценить, насколько бизнес-процесс на практике соответствует регламенту (или представлению руководства), а главное – найти «узкие места» — понять, где и почему происходит «пробуксовка», дублирование функций, теряется время, возникают затраты, которые можно исключить без потери качества. Еще один значительный плюс технологии Process Mining – возможность принимать управленческие решения на основе объективных данных, а не полагаться на интуицию и ощущения.
Означает ли Process Mining полную автоматизацию и исключение человеческого фактора? Конечно, нет. Необходимость понимания сути процессов, знание отраслевых и иных особенностей бизнеса никто не отменял. Первичные данные в систему все равно заносятся людьми, а значит – риск неточности информации все же сохраняется. Собственно, это и есть самые «узкие» места, несомненно, передовой технологии, созданной на стыке IT и консалтинга.
Станет ли Process Mining трендом?
По понятным причинам, новая технология аналитики процессов просто не может не представлять интерес для бизнеса, особенно с учетом нерадостных реалий последних двух лет, создавших для предпринимателей дополнительные риски.
Тем не менее, факторы, сдерживающие ее распространение, есть. Первый из них обусловлен, как раз новизной технологии Process Mining – сравнительно небольшое предложение инструментария этого решения. Осведомленность делового сообщества об автоматизированной технологии аналитики бизнес-процессов невелика, при том, что скепсис в отношении обоснованности затрат на новое программное обеспечение и услуги специалистов сохраняется. Тем более, что затраты на данное решение могут себе позволить далеко не все.
В значительной части предприятий, особенно это относится к малому и среднему бизнесу, уровень автоматизации процессов низкий, что явно не способствует внедрению Process Mining, поскольку в краткосрочной перспективе ее внедрение может при таких условиях обойтись дороже, чем аналитика «ручным» методом.
Логично, что на сегодняшний день эта услуга востребована, в основном крупным бизнесом, говорить о ее массовом применении пока преждевременно.
Однако, рост уровня автоматизации необратим, соответственно и технических препятствий для Process Mining будет все меньше. Инструментарий технологии процессной аналитики тоже будет расширяться, как и количество соответствующих программных продуктов. Соответственно, информированность среднего и малого бизнеса повысится. В том, что Process Mining станет трендом, сомнений нет, это лишь вопрос времени. Судя по всему, совсем недалекого.