Риски третьих лиц — важнейший вопрос учета и менеджмента

Как не потерять важных, перспективных клиентов и привлечь новых? Это один из ключевых вопросов для большинства участников рынка. В ряде случаев условия расчетов играют далеко не последнюю роль. Нередко предоставление рассрочки или отсрочки платежа позволяет торговым и производственным компаниям выигрывать важные тендеры.

Однако, рассрочка автоматически означает риск неплатежа, требует соответствующего отражения в бухгалтерском учете и контроля за выполнением контрагентом своих обязательств. Поиск оптимального, сбалансированного решения всегда был на стыке интересов маркетинга, риск-менеджмента и учета.

Почему нет универсальных решений?

Что нужно сделать, чтобы найти оптимальный баланс этих интересов? Увы, предложить универсальное решение невозможно по нескольким причинам. Во-первых, многое зависит от масштаба бизнеса контрагентов предприятия. Если большую часть из них составляют крупные корпорации, то придерживаться жесткой линии и отказаться от предоставления льготных условий платежей крайне сложно. Такая политика чревата потерей ключевых клиентов, рыночной доли и бизнеса как такового.

Очевидно, важным фактором, определяющим политику организации, является уровень конкуренции. Соответственно, чем она ниже, тем сильнее переговорная позиция компании и больше возможностей для маневра.

Еще один существенный фактор – оборачиваемость капитала. При ее высоком показателе, предоставление длительных отсрочек повышает финансовые риски до максимального уровня. Разумеется, есть и другие нюансы. Некоторые из них обусловлены отраслевыми особенностями.

Принимая во внимание все значимые факторы, компания определяет принципы своей кредитной политики, допустимые рамки предоставления рассрочек и отсрочек платежей. Не менее важный вопрос – механизм контроля дебиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью нужно регламентировать

Управление дебиторской задолженностью может быть эффективным только если является регламентированным процессом и носит системный характер, то есть включает в себя все этапы продажи товаров (работ, услуг).

На предприятии должны быть регламентированы процессы заключения договоров с контрагентами и их учет. В первую очередь, необходимо определить порядок предварительной работы с потенциальными дебиторами. На этом этапе следует понять их платежеспособность, оценить, как они выполняют свои обязательства.

Следующий шаг – определение срока мониторинга задолженности. Еще один обязательный пункт регламента — меры по взысканию просроченной задолженности и сроки их осуществления. Несомненно, должен быть прописан контроль оформления документации.

В процесс управления дебиторской задолженностью должны быть вовлечены разные сотрудники компании. Чаще всего это менеджеры по продажам, юристы, бухгалтеры.

Страхование и форфейтинг – инструменты минимизации рисков

Ковидные ограничения, ставшие в последнее время нормой, внесли свои коррективы и в ключевые бизнес-процессы. Управление рисками неплатежей контрагентов – не исключение. Сложившаяся ситуация нанесла тяжелый удар по бизнесам, которые еще «вчера» считались устойчивыми.

Более того, сами контрагенты организации могут стать заложниками обстоятельств, при которых они вовремя не получают платеж от своих дебиторов. Возможный «эффект домино» — дополнительный риск, который следует учитывать.

Разумеется, это не отменяет принципы контроля рисков, описанные выше. Правильнее говорить об их более высокой интенсивности. По крайней мере, предварительная работа с контрагентами и инвентаризация дебиторской задолженности должны носить более частый и глубокий характер. В некоторых случаях стоит рассмотреть дополнительные меры минимизации рисков неплатежей.

В реалиях сегодняшнего дня для ряда организаций может быть востребована услуга страхования дебиторской задолженности. Прежде всего такую возможность стоит изучить тем, кто работает на высококонкурентном рынке, а также на рынках монополий и олигаполий.

Учитывая довольно высокий уровень ставок страховщиков, экономически обоснованным такое решение может быть для бизнеса с высоким уровнем операционной прибыли.

Для организаций, ведущих внешнеэкономическую деятельность, есть еще один инструментарий минимизации рисков. Это – форфейтинг, операция по приобретению обязательств дебитора. Чаще всего в роли форфейтера выступает кредитная организация.

В российской практике такой инструментарий применяется редко, как минимум, по двум причинам.  В первую очередь, из-за отсутствия законодательной базы. Вторая причина низкой популярности форфейтинга в России – его длительный срок. Как правило, контракт заключается на срок от одного года до нескольких лет. 

Просроченная «дебиторка» и резервы сомнительных долгов

Как показывает практика, даже отлаженный механизм управления дебиторской задолженностью не гарантирует поступления абсолютно всех платежей контрагентов в предусмотренными договорами сроки. В непростых экономических условиях, вызванных последствиями ковидных ограничений, риск просрочки платежей становится еще выше.

Просроченная дебиторская задолженность ставит вопросы перед менеджерами, бухгалтерами и аудиторами. Что означает факт задержки платежа? Выполнит ли контрагент свои обязательства? Как отражать просроченную задолженность в бухгалтерском и налоговом учете организации? Считать ли просроченную «дебиторку» сомнительным долгом? Если ответ положительный, это автоматически означает необходимость создания резерва сомнительных долгов.

При любых условиях, проверка дебиторской заложенности – важный аспект аудита бухгалтерской отчетности. Это совершенно логично, поскольку без объективной оценки дебиторской задолженности невозможно столь же объективно оценить, подтвердить (или не подтвердить) основные финансовые показатели организации.

При значительных суммах проблемной дебиторской задолженности и отсутствии соответствующего резерва сомнительных долгов, аудитор обязан либо внести в аудиторское заключение оговорку, либо выдать организации отрицательное аудиторское заключение.

Впрочем, объективная информация о состоянии расчетов с дебиторами, в первую очередь, в интересах самих собственников и руководителей предприятий. Не менее важно — создать механизм минимизации рисков третьих лиц. В непростых экономических условиях это становится одним из ключевых факторов устойчивости бизнеса.

Последние публикации:

Подписаться на новости: