Учет и риск-менеджмент в условиях экономической турбулентности

Если провести аналогию с игровыми видами спорта, создавшаяся с марта 2022 года экстраординарная экономическая ситуация для бизнеса – это своеобразный плей-офф (play off), когда на первый план выходят дисциплина, минимизация риска и, конечно, исключение невынужденных ошибок, цена которых в разы выше, чем при обычных условиях.

Очевидно, при таких обстоятельствах на порядок повышаются требования к актуальности и точности данных учета, на основе которых принимаются управленческие решения, их корректной интерпретации. В условиях экономической турбулентности это становится важным фактором жизнеспособности бизнеса.

Как при таких обстоятельствах избежать ошибки, по крайней мере, невынужденные? Как выстроить эффективный риск-менеджмент?

Конечно, каждый бизнес индивидуален. Тем не менее, можно определить базовые принципы ведения учета и риск-менеджмента, которые в сложившихся в 2022 году реалиях позволят если не избежать риски, то, как минимум, вовремя их обнаружить и давать им объективную оценку.

Плановые изменения ведения учета

Первое и самое простое, с чего необходимо начать – это адаптация ведения учета к плановым изменениям. В первую очередь, речь идет о трех новых ФСБУ, применение которых с 2022 года становится обязательным:

— ФСБУ 6/2020 «Основные средства»,

— ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»,

— ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

Анализ отличий новых стандартов учета от прежних был нами проведен в статье «Бухгалтерский учет 2022: как правильно перейти на новые стандарты?». В статье мы рассказали о возможных алгоритмах перехода на новые стандарты бухгалтерского учета.

О введении новых ФСБУ регулятор сообщил заблаговременно и предоставил необходимые разъяснения. Соответственно, у специалистов, ответственных за ведение бухгалтерского учета на предприятиях было достаточно времени для того, чтобы адаптировать ведение учета организаций к требованиям новых стандартов. Если же переход на новые стандарты вызывает затруднения, можно обратиться к помощи аудиторов, которые помогут справиться с этой задачей.

На стыке учета и менеджмента

В условиях экономической турбулентности значительной части руководителей предприятий придется серьезно проанализировать и, возможно, пересмотреть свой подход к ряду вопросов на стыке учета и риск-менеджмента. Например, к контролю рисков третьих лиц.

Этот аспект учета нельзя недооценивать и при обычных макроэкономических условиях. Формирование резервов дебиторской задолженности – мера правильная и достаточная с точки зрения стандартов учета. Вопрос в том, поможет ли это исключить экономические риски в условиях, когда контрагент, платежеспособный и надежный еще «вчера», «сегодня» таковым уже может не быть. Хватит ли предприятию резервов? Для ряда предприятий особенно острым этот вопрос стал с момента начала пандемии весной 2020 года. Свое видение проблематики мы изложили в статье  «Риски третьих лиц — важнейший вопрос учета и менеджмента».

С марта 2022 года управление рисками третьих лиц перестало быть праздным вопросом даже для самых успешных и устойчивых бизнесов. Дело не только в платежеспособности контрагента. Основный риск может быть еще одним прямым следствием создавшихся экономических условий — разрыва логистических цепочек. Для ряда предприятий это автоматически означает пересмотр применяемой политики (возможно, до последнего времени эффективной) закупок материалов и товаров, управления остатками готовой продукции и незавершенного производства.

В условиях новой экономической реальности нельзя обойти вниманием еще одно ее последствие – снижение доступности кредитных средств.

В принципе, проблема не нова. Стоимость заемных средств в нашей стране практически всегда была значительно выше, чем в Европе и Северной Америке, что во многом определялось уровнем базовой учетной ставки, устанавливаемой Центральным Банком. В сентябре 2021 года мы опубликовали статью «Повысить нельзя понизить — где поставит запятую Центральный Банк?», в которой проанализировали динамику изменения базовой учетной ставки, а также ключевые факторы, определяющие позицию регулятора по ее изменению.

Нестандартная экономическая ситуация заставила ЦБ повысить учетную ставку до своего исторического максимума – 20%. Правда, после укрепления национальной валюты регулятор дважды ее снижал и на момент написания статьи базовая учетная ставка составляет 14%. Тем не менее, о массовой доступности кредитования и перекредитования для бизнеса при таких условиях речь не идет.

Стоит отметить два обстоятельства, которые внушают сдержанный оптимизм. Во-первых – льготные программы кредитования, утвержденные правительством для отдельных отраслей экономики. Кроме того, если рубль продолжит демонстрировать устойчивость, то регулятор с высокой вероятностью продолжит снижения учетной ставки, что приведет к снижению ставок по кредиту. Тем не менее, стоимость кредита для бизнеса «здесь и сейчас» запредельно высока, что для предприятий, зависимых от привлеченных средств, не может не стать еще одним вопросом риск-менеджмента.

Нужна ли помощь профессионалов?

Конечно, это лишь самые явные вопросы, для решения которых актуализация учетных данных становится необходимым условием. Не менее важна их корректная интерпретация, соответствующая реалиям «сегодняшнего дня» и, как результат — актуализация риск-менеджмента.

Сможет ли организация сама обеспечить высокую точность данных, объективно оценить хозяйственные риски? Достаточно ли компании собственных ресурсов, чтобы скорректировать риск-менеджмент в соответствии с новыми экономическими реалиями или необходимо привлечение экспертов – консультантов и аудиторов?

Ответить на эти вопросы нужно не только объективно, но и быстро, поскольку время – еще один критически важный фактор, который нельзя не принимать в расчет.

Последние публикации:

Подписаться на новости: