Рекомендации по процедурам и принципам проведения внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни подробно изложены регулятором.
Какие задачи должен решить внутренний контроль и какие процедуры стоит применять для его эффективного проведения? Каков механизм и алгоритм контроля фактов хозяйственной жизни? Развернутые ответы на эти и другие вопросы представлены в информации Министерства Финансов в № ПЗ-11/2013 от 26 декабря 2013 года.
Внутренний контроль, по мнению регулятора, должен быть направлен на то, чтобы обеспечить уверенность в соблюдении организацией действующего законодательства, актуальность и достоверность бухгалтерской отчетности. Еще одна важная задача – обеспечение сохранности активов и поддержание экономической эффективности своей деятельности.
Значительное внимание Минфин уделяет ключевым элементам внутреннего контроля. Таковыми являются:
- контрольная среда (принципы и стандарты деятельности организации, определяющие понимание процесса внутреннего контроля и его реализации),
- процедуры внутреннего контроля (надзор, сверка данных, документальное оформление, авторизация операций и т.д.),
- оценка рисков (причины и вероятность их возникновения),
- информация и коммуникация,
- оценка внутреннего контроля.
- Относительно порядка проведения внутреннего контроля регулятор оставляет предприятиям и учреждение большое поле для маневра. При этом регулятор отмечает, что малые предприятия при планировании и проведении внутреннего контроля должны, прежде всего, руководствоваться рациональностью.
Процедуры внутреннего контроля могут осуществляться ревизионной комиссией (чаще это встречается в крупных организациях), главным бухгалтером или внутренним аудитором. В ряде случаев целесообразно привлекать внешнего консультанта. Такое решение может быть предпочтительным либо по экономическим причинам (если привлечение стороннего консультанта обходится дешевле, чем использование имеющихся ресурсов предприятия), либо, если объективность и независимость штатных сотрудников вызывает сомнения.