Суд дал разъяснение о перечне документов для списания устаревших товарно-материальных ценностей в себестоимость.
В период с 2013 по 2014 год компания отнесла на затраты стоимость утративших свои потребительские свойства в результате длительного хранения и морального износа неликвидных ТМЦ. По итогам камеральной проверки ИФНС исключила данные расходы из суммы убытка. В результате разбирательств (дело №А26-7243/2017) суд первой инстанции вынес решение о правомерности действий инспекции, пояснив, что невозможность (по причине физического или морального износа) или нежелание использовать ТМЦ, приобретенные ранее не является основанием для их учета в расходах.
Апелляция дала следующие разъяснения: учет расходов по списанию ТМЦ, не связанные с порчей или недостачей при хранении и транспортировке, в пределах законодательно установленных норм убыли, может осуществляться при выполнении п.1 ст. 252 НК РФ в части документарной и экономической обоснованности данных затрат. В представленном случае не было подтверждено, что списанные материалы были приобретены для использования в производстве с целью получения дохода. Наличие актов о списании недостаточно для отнесения стоимости ТМЦ на затраты. Формы актов не позволяют однозначно идентифицировать имущество, полученное правопреемником в 1999 году и ТМЦ, списанные в 2013 — 2014 годах как один и тот же объект. Также не было доказано, что возможность списания ТМЦ, поступивших на баланс Компании в 1999 году наступила только в 2013 — 2014 годах.
По итогам кассации (Ф07-7290/2018 от 26.07.2018) была принята формулировка апелляции, указав, что условием для учета стоимости материалов в расходах является наличие документов, свидетельствующих о приобретении данных ТМЦ и подтверждающих, что данные затраты направлены для получения положительного экономического эффекта, а не только первичные документы, подтверждающие списание материалов.