Аудиторская проверка за 2021 год: to be or not to be?

Федеральный Закон №476-ФЗ в разы повысил количественные критерии обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности. В результате, проведение аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности для огромного количества предприятий из требования закона превратилось в факультатив.

Вопрос об изменении количественных критериев обязательного аудита обсуждался, как минимум, с осени 2017 года. Малый бизнес нужно освободить от лишних обременений – таков был основной аргумент авторов этой идеи. Более трех лет с разной интенсивностью заинтересованные стороны вели дискуссии. Так или иначе, соответствующий законодательный акт был принят, обременение с малого бизнеса снято. Проводить аудиторскую проверку годовой отчетности или нет – решать теперь будут только собственники и руководители предприятий, если их годовая выручка не превышает 800 миллионов рублей, а валюта баланса менее 400 миллионов рублей.

Сразу оговоримся, что темы обоснованности или необоснованности изменения критериев, а также какие предприятия попадают под определение малых останутся за рамками этой статьи. Попробуем ответить на два других: насколько значительным было «обременение» аудитом и как это повлияет на уровень налоговых и правовых рисков предприятий малого бизнеса?

Обременение аудитом: только факты

Насколько серьезным было это обременение и облегчит ли жизнь малому бизнесу освобождение от обязательного аудита бухгалтерской отчетности? Как показывает практика, расходы организаций на проведение обязательной аудиторской проверки годовой финансовой отчетности в Санкт-Петербурге, как правило, составляли от 0,03% до 0,08% от годового оборота. Случаи, когда стоимость аудита превышала 0,1% от годового оборота организации, можно считать исключениями. С высокой вероятностью можем предположить, что и в других регионах соотношение затрат на аудит и годовой выручки было сопоставимо. Могло ли такое «обременение» серьезно ухудшить финансовые показатели бизнеса?

Чтобы объективно ответить на этот вопрос, нужно учесть еще одно обстоятельство. В ряде случаев, руководство и бухгалтерия организаций, отчетность которых была проаудирована, помимо аудиторского заключения получали отчет аудитора с описанием выявленных ошибок и неточностей ведения бухгалтерского учета. То есть, по результатам аудиторской проверки клиенту были оказаны еще и консультационные услуги.

Кто и как оценит налоговые и правовые риски?

Еще несколько лет назад вопрос оценки налоговых и правовых рисков малого бизнеса вызывал скепсис не только у его собственников, но, нередко и у самих бухгалтеров, особенно, если речь шла об организациях, применяющих налоговые спецрежимы, например, упрощенную систему налогообложения (УСН).

Более того, возможность применения налогового спецрежима «подсказывала» тысячам предпринимателей, как казалось, беспроигрышное решение – из одного среднего или крупного предприятия сделать несколько малых, соответствующих критериям УСН. Если раньше такой подход действительно приносил выгоду, то в последние годы, применение подобных схем стало крайне рискованным шагом (эта проблематика была нами более подробно описана в статье «Необоснованное применение УСН до максимума повышает налоговые риски»). Многомиллионные и совсем нередкие санкции контролирующих органов, примененные к предпринимателям за дробление бизнеса, напомнили о первом правиле шахмат – «осторожность, осторожность и еще раз осторожность».

Как показывает практика, нередко применяющие УСН организации штрафуют и за более банальные нарушения: например, за несвоевременную подачу налоговой декларации или ошибки, допущенные при расчетах налоговых обязательств. Вопрос оценки налоговых рисков для таких предприятий приобретает практическое значение, гарантировать его решение собственными ресурсами можно не всегда.

Впрочем, задачи минимизации налоговых рисков актуальны не только для организаций, применяющих налоговые спецрежимы. Предприятиями, применяющими общую систему налогообложения (ОСНО), ошибки в расчетах налогооблагаемой базы и налоговых обязательств совершаются еще чаще. Далеко не всегда это является следствием недостаточного уровня профессиональных знаний бухгалтеров.

Учетная политика в 2021 году нуждается в корректировке

Как известно, учетная политика должна быть у каждого предприятия. Формально, это требования выполняется почти всеми. Является ли учетная политика компании актуальной, учитываются ли в ней последние изменения в бухгалтерском и налоговом учете? Если быть объективными, предприятий, которые постоянно актуализируют свою политику для целей бухгалтерского и налогового учета – явное меньшинство.

Формальный подход к учетной политике предприятия существенно повысит хозяйственные риски. Причины очевидны. С 2021 года изменились правила уплаты имущественного, транспортного и земельного налогов. Не менее важные факторы – изменения в начислении налога на прибыль и отмена ЕНВД. Вывод вполне очевиден: изменения налогового учета затронут работу самого широкого круга предприятий.

Значительно меняются с 2021 года правила учета запасов, что также имеет отношения в широкому кругу организаций. Строительным предприятиям стоит обратить внимание на учет строительных материалов, в противном случае, годовая бухгалтерская отчетность предприятия может быть искажена. С 2022 года вступает в силу стандарт, изменяющий правила учета основных средств.

Это далеко не все изменения в бухгалтерском и налоговом учете, требующие серьезной ревизии действующей учетной политики организации. Несомненно, оценка актуальности учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета должна стать важной частью аудиторской проверки финансовой отчетности организаций, подготовленной за 2021 год. Ответственная работа аудиторов по актуализации учетной политики организаций должна помочь заложить фундамент более качественного, риск-ориентированного бухгалтерского и налогового учета, снизить вероятность системных ошибок в работе бухгалтерии.

Проводить или не проводить инициативный аудит?

Предприятия, освобожденные на основании №476-ФЗ от 29.12.2020 от «обременения» обязательным аудитом, будут наделены правом выбора – отказаться от аудита отчетности вообще, провести инициативный аудит или обратиться к помощи профессионалов для проверки отдельных участков бухгалтерского и налогового учета. Какой выбор будет сделан большинством из них?

Как показывает приведенная Минфином статистика, проведение инициативной аудиторской проверки становится все более редким явлением. По итогам 2020 года доля инициативного аудита среди всех организаций, чья годовая отчетность была проаудирована, составила рекордно низкие 6,6%. То есть, ожидания, что большинство организаций, освобожденных от обязательного аудита, тем не менее, проведут полномасштабную аудиторскую проверку годовой финансовой отчетности, слишком оптимистичны. Тех, кто воспользуется правом отказаться от проведения аудиторской проверки наверняка будет больше.

Насколько массовым окажется выбор в пользу проведения консультаций и проверок отдельных участков учета – (основных средств, готовой продукции, запасов, себестоимости, НДС, налога на прибыль и др.) сейчас сложно прогнозировать.

Гипотетически возможна еще одна альтернатива: отказаться от аудиторской проверки бухгалтерской отчетности и обратиться к помощи аудиторов для ревизии и актуализации учетной политики предприятия. Однако, для российской практики данное решение является совсем нетипичным и вероятность его массового применения крайне низка.

Так или иначе, в каждом конкретном случае решение будет зависть от того, как руководители и собственники предприятий оценят уровень своих хозяйственных рисков (так текущих, так и потенциальных), а также – способность их нивелировать собственными кадровыми ресурсами. Какой окажется их оценка и насколько она будет правильной – покажет ближайшее будущее.

Последние публикации:

Подписаться на новости: