Контролировать работу аудиторов будут по-новому

С 2021 года контроль аудиторской деятельности будет проводиться по-новому. После публикации Минфином ряда новых приказов, устанавливающих принципы осуществления ВККР аудиторских компаний, порядок ведения госреестра СРО и порядок ведения реестра аудиторов, говорить об этом можно как о свершившемся факте.

ВККР: что изменится?

Как видится Министерству Финансов изменение контроля качества работы аудиторов? Большое внимание регулятор уделяет разным аспектам независимости контроллера. Помимо того, что требования независимости контроллера качества в приказе регулятора приведены в соответствие с формулировками Федерального закона №307-ФЗ, новое положение устанавливает, что контролер не может быть связан с проверяемой организацией никакими гражданско-правовыми отношениями.

Еще один важный аспект – уточнение ключевых принципов ВККР индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. ВККР должен быть независимым и публичным. Объекты контроля — все аудиторы и организации, оказывающие аудиторские услуги.

Минфин счел важным внести уточнения по составлению программ ВККР. Регулятор обращает внимание на обязанность аудиторской организации информировать Росмониторинг.

Выявлял ли аудитор риски нарушения правил независимости? Соблюдались ли эти правила при приеме на обслуживание клиентов? Оценивал ли аудитор угрозу возникновения конфликта интересов? Изучение этих вопросов также является предметом работы проверяющего.

Простота и функциональность – главные принципы ведения реестра

Регулятор подверг изменениям правила ведения реестра аудиторских организаций. Складывается впечатление, что авторы нового приказа Минфина руководствовались критериями простоты и функциональности. Приказ Регулятора упрощает предоставление документов для реестра. Информация о госрегистрации и ИНН доступна на сайте ФНС, что избавляет аудиторскую организацию от необходимости предоставления этих сведений при вступлении в СРО. По действующим ранее правилам предполагалась ежегодная сверка данных реестра и его контрольного экземпляра. Теперь, при возникновении разночтений приоритетными являются данные реестра.

Фактор единственного СРО

Дискуссии о том, сколько СРО аудиторов должно быть в нашей стране велись достаточно долго. Жесткие критерии, введенные для СРО аудиторов в 2017 году с одной стороны и перманентное снижение количества аттестованных аудиторов и аудиторских организаций, поставили в этом споре точку. С 2020 года единственным СРО аудиторов является СРО ААС. Вероятность появления второго СРО в ближайшем будущем крайне низка.

Оценивать такое положение дел тоже можно по-разному. Однако, с точки зрения проведения реформы системы контроля, единое СРО – несомненное благо. Не секрет, что при жесткой конкуренции, когда общего количества аудиторов и аудиторских организаций едва хватало на два СРО, каждая из конкурирующих организацией явно не была готова проявлять достаточную строгость при проведении контроля качества, поскольку при исключении организации или аудитора из реестра, само СРО рисковало потерей статуса. Сейчас есть все основания ожидать, что в отношении нарушителей СРО будет занимать более жесткую позицию.

Так или иначе, реформа системы контроля аудиторской деятельности получила вполне понятные очертания. Ее результаты – вопрос ближайших лет.

Последние публикации:

Подписаться на новости: