Аудиторские услуги в Санкт-Петербурге: почти совершенная конкуренция?

С точки зрения классической экономической теории, рынок аудиторских услуг северной столицы максимально близок к совершенной конкуренции. Организация бизнеса, кадровая политика, организация проверок, взаимоотношения с клиентами, ценовая политика – по этим критериям можно дифференцировать компании, оказывающие аудиторские услуги в Санкт-Петербурге. Исходя из практического опыта можно назвать критерии, исходя из которых клиенты чаще всего выбирают аудиторские фирмы.

Аудиторские услуги в Санкт-Петербурге: клиенты и аудиторы

Тысячи предприятий в городе на Неве проходят аудиторские проверки годовой бухгалтерской отчетности. Среди них строительные, производственные, торговые, транспортные, энергетические компании, некоммерческие организации, государственные предприятия. Помимо направления хозяйственной деятельности и формы собственности, предприятия и учреждения, проводящие аудиторские проверки финансовой отчетности различаются по масштабу своей деятельности. Это дает возможность аудиторским организациям определить свою бизнес-стратегию, ключевой сегмент своих клиентов, выстроить исходя из этого бизнес-процессы.

Около двухсот компаний в том или ином масштабе оказывают аудиторские услуги в северной столице, что дает потребителям аудиторских услуг возможность выбрать аудитора исходя из разных критериев.

С точки зрения экономической теории, рынок аудиторских услуг Санкт-Петербурга представляет собой модель совершенной конкуренции, что в современных условиях – как российских, так и зарубежных встречается нечасто. Понимание тактики, стратегии участников рынка, их организации бизнеса и отношения с клиентами помогут ответить на вопрос, насколько конкуренция совершенна на практике.

Бизнес-стратегия и стиль работы петербургских аудиторов

Итак, какие бизнес-стратегии чаще всего выбирают аудиторы северной столицы? Начнем, пожалуй, с сегмента, который стоит немного особняком – иностранные аудиторские фирмы, которые, в первую очередь ориентированы на оказание аудиторских услуг филиалам и представительствам иностранных компаний. Если, например, компания «большой четверки» или другая крупная иностранная аудиторская фирма является официальным аудитором международной компании или банка во всем мире, то петербургское подразделение автоматически становится их клиентом, по крайней мере, вероятность того, что они будут проверять МСФО-отчетность петербургского представительства стремится к 100%. В некоторых случаях «головной офис» иностранной компании может разрешить своей петербургской «дочке» самой выбрать партнера по проведению аудита бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ. В таком случае имеет место прямая конкуренция.

Так или иначе, деятельность иностранных аудиторских компаний имеет четкую сегментную ориентацию, их активность по привлечению клиентов минимальна. Их работа при проведении аудиторских проверок, как правило, проходит строго по стандартам и практически не содержит элементов консалтинга. Как правило, отчет, подготовленный ими по результатам аудита лаконичен, предметная информацию ограничивается описанием ключевых фактов, определивших мнение аудитора о достоверности отчетности.

Бизнес-стратегия петербургских аудиторских организаций более вариативна. Например, некоторые организации специализируются на оказании аудиторских услуг предприятиям тех или иных отраслей, например, логистической, строительной, торговой, сельскохозяйственной. Другие делают ставку на участие в тендерных процедурах. Значительная часть аудиторских фирм наоборот, избегает участия в тендерах.

Еще одна важная составляющая стратегии — принцип формирования клиентской базы и построение отношений с клиентами. Первая стратегическая альтернатива – максимальный охват целевой аудитории, высокая активность, направленная на постоянное привлечение новых клиентов, минимальные усилия по установлению долгосрочных отношений. Противоположный подход – формирование постоянной лояльной клиентской базы, нацеленность на долгосрочное сотрудничество.

Впрочем, если быть объективными, есть еще одна группа аудиторских компаний в Санкт-Петербурге. Если применять терминологию сетевого ритейла, такие фирмы можно назвать дискаунтерами. Их стратегия принципиально проста – в первую очередь, они ориентированы на клиентов, которые попадают под критерии обязательного аудита, но не воспринимают аудит как полезную для бизнеса услугу, а оценивают аудиторскую поверку исключительно как формальность. Не слишком глубокое понимание бизнеса клиента, его бизнес-процессов, организации ведения учета компенсируется демпингом.

Стратегия во многом определяет кадровую политику аудиторских организаций и, как следствие – взаимоотношения с клиентами.

Кадровая политика аудиторских компаний и ее влияние на отношения с клиентами

Абсолютное большинство аудиторских фирм Санкт-Петербурга применяют один из двух подходов к кадровой политике. Первый вариант предполагает сотрудничество с максимальным количеством аудиторов, которые в свою очередь, как правило, работают в нескольких аудиторских организациях. Постоянная ротация кадров по сути напоминает работу конвейера, позволяет, с одной стороны, оперативно решить вопрос с выходом аудиторов на выполнение аудиторского задания, но не позволяет оказать клиенту максимум внимания, а также гарантировать сохранение конфиденциальности полученной в ходе аудита информации. Другой подход – реализация аудиторских проектов только штатными аудиторами, что автоматически предполагает долгосрочное планирование их занятости, подготовку плана проверок. Такая стратегия эффективна в том случае, если с клиентами выстроены долгосрочные отношения и большая их часть не меняет аудиторскую компанию в течение нескольких лет. Такой подход к проведению аудиторских проверок дает возможность хорошо изучить бизнес клиента, минимизировать его риски, сохранить конфиденциальность. Единственный минус в такой системе взаимоотношений – высокая вероятность возникновения у аудитора «замыленного взгляда», что с течением времени может снизить качество и глубину последующих аудиторских проверок.

Говоря о кадровой политике аудиторских организаций нельзя не отметить, что количество аттестованных аудиторов в последние годы неизменно снижалось. Эта проблема была нами подробно описана в статье «Кадровый дефицит аудиторов создает риски для российской экономики». Количественная проблема не могла не перейти в качественную. Поэтому нередки случаи, когда основной задачей аудиторской организации является не возможность найти новых клиентов, а обеспечить выполнение аудиторских контрактов качественными кадровыми ресурсами.

Как выбирают аудиторов в Санкт-Петербурге?

Итак, вариативность тех, кто может провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов велика. Чем чаще всего руководствуются предприятия и учреждения при выборе аудитора? В первую очередь это определяется отношением к аудиту и ожиданиями клиента от итогов аудиторской проверки.

Если клиент не ожидает для себя практической пользы от проведения аудиторской проверки, не верит в то, что аудитор поможет ему улучшить ведение бухгалтерского и налогового учета, оптимизировать систему внутреннего контроля, а рассматривает аудит лишь как обременение для своего бизнеса, то главным, а возможно и единственным критерием для него будет цена. Будучи объективным, стоит признать, что для значительной части собственников и руководителей практическая польза от работы аудиторов не очевидна, поэтому подобный подход не является редкостью.

Впрочем, цена может стать ключевым фактором и против воли заказчика. Такое часто происходит, когда организация обязана выбрать аудитора в соответствии с требованиями Федерального Закона №44-ФЗ, согласно которым минимальное значение критерия «цена» — 60%. Очевидно, что такие условия де-факто превращают тендер на проведение аудиторской проверки в ценовой аукцион.

Если клиент ожидает от аудиторской проверки реальных результатов и помощи бизнесу, безусловно, помимо бюджета важнейшим фактором будет являться профессиональный опыт и компетентность аудиторов. С высокой вероятностью большим конкурентным преимуществом аудитора станет отраслевая компетенция, знание аудитором отраслевого законодательства. В этой связи очень ценен опыт проверки предприятий аналогичного вида деятельности.

Разумеется, у ряда компаний могут регулярно возникать вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета, заполнением налоговых деклараций, правомерности применения тех или иных налоговых режимов и т.д. Для таких клиентов важным критерием станет способность аудиторов оказать дополнительные услуги, в частности – оперативно и квалифицированно проконсультировать.

При всех проблемах института независимого аудита, внушающим осторожный оптимизм является тот факт, что доля потребителей аудиторских услуг, которые видят в аудите только обременение пусть медленно, но снижается. Если это станет трендом, то и вектор конкуренции будет перемещаться из ценового в качественный.

Последние публикации:

Подписаться на новости: