Как изменится спрос на аудит бухгалтерской отчетности?

Количество предприятий, прошедших в 2022 году аудит бухгалтерской отчетности, уменьшилось. Суммарная выручка от оказания аудиторских услуг по сравнению с 2021 годом снизилась. Аттестованных аудиторов стало еще меньше. Эти неутешительные выводы следуют из данных по рынку аудиторских услуг за 2022 год, представленных Министерством Финансов России.

Выражаясь языком биржевых трейдеров, ключевые показатели российского аудита оказались в «красной зоне». Что это — кратковременное явление или устойчивый тренд? Как изменить динамику и что может стать для аудиторских и консультационных услуг драйвером роста?

Количество аттестованных аудиторов продолжает уменьшаться

Снижение общего количества аттестованных аудиторов фиксируется уже 10 лет и, увы, носит перманентный характер. Не стал исключением 2022 год, на начало которого аттестованных аудиторов насчитывалось 17 тысяч человек, а на 31.12.2022 их количество сократилось до 16,4 тысяч. Эта нерадостная тенденция продолжается и в 2023 году. Так, по информации, размещенной на сайте единственного в России СРО аудиторов, по состоянию на начало июня 2023 года в Российской Федерации лишь 15,8 тысяч человек обладают квалификационным аттестатом аудитора.

Реальность такова, что большинство аттестованных аудиторов – люди старшего поколения, а количество молодых специалистов, ставших в последние годы аудиторами, исчисляется единицами. Например, в течение первого полугодия 2022 года единый аттестат аудитора был получен лишь 14(!) специалистами. Поэтому, вероятность смены данного тренда в ближайшие годы крайне маловероятна.

Аудит бухгалтерской отчетности: тренд на снижение?

По данным Минфина, в 2021 году была проаудирована отчетность 76570 организаций. В 2022 аудит бухгалтерской отчетности провели 68811 юридических лиц, то есть, на 10% меньше. Столь значительное снижение количества аудиторских проверок фиксируется второй год подряд. Если сравнить результаты 2022 года с аналогичной статистикой, представленной регулятором по итогам 2020 года, когда была проаудирована отчетность 88832 предприятий и учреждений, то уменьшение количества организаций, прошедших аудит бухгалтерской отчетности, составило почти 23%.

Существенным обстоятельством является еще и то, что приведенная выше статистика включает аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций (ОЗО), количество которых по сравнению с 2020 годом увеличилось (3265 против 2973). Соответственно, если сопоставить количество организаций, отчетность которых была проаудирована за 2020 и 2022 годы без учета ОЗО, то емкость рынка уменьшилась почти на четверть.

Такое положение дел, в первую очередь, объясняется изменением критериев обязательного аудита, принятых в декабре 2020 года. Можно ли считать эффект от изменения критериев обязательного аудита исчерпанным, а также стоит ли ожидать коррекции и (или) изменения тренда – покажет статистика по рынку аудиторских услуг за 2023 год.

Спрос на инициативный аудит стабилизируется

Двукратное увеличение доли организаций, прошедших инициативный аудит бухгалтерской отчетности (14%) – самый позитивный результат рынка аудиторских услуг по итогам 2021 года. Таким образом, произошла смена 8-летнего тренда снижения спроса на инициативный аудит. По итогам 2022 года данный показатель сохранился на прежнем уровне. При других обстоятельствах это могло бы послужить поводом для осторожного оптимизма, однако, при 10%-м снижение общего количества предприятий, чья отчетность было проаудирована, говорить о качественных позитивных изменениях рынка преждевременно.

Общие и частные доходы аудиторов

Суммарная выручка аудиторских организаций в 2022 году составила около 60 миллиардов рублей, что на 2 миллиарда рублей меньше показателя 2021 года. С учетом снижения емкости рынка такой результат представляется закономерным.

Показательна статистика по уровню частных доходов аудиторских организаций. Выручка 21% организаций составила менее 1,5 миллионов рублей. Годом ранее доля аудиторских компаний со столь низкой выручкой составляла 31,6%. Чуть больше (21,7%) доля аудиторских компаний с выручкой от 1,5 до 3 миллионов рублей. По сравнению с предыдущим периодом этот показатель почти не изменился. Вероятность ухода с рынка этих компаний (или, по крайней мере, их части) достаточно высока. Соответственно, следует ожидать дальнейшего уменьшения количества аудиторских организаций в России.

Как обеспечить позитивную динамику?

Как долго на рынке аудиторских услуг сохранится «медвежий» тренд? Насколько быстро динамика емкости рынка, финансовые и кадровые показатели аудиторского бизнеса закрепятся в «зеленой зоне»? При несомненном влиянии на рынок аудиторских и консалтинговых услуг макроэкономических факторов, в первую очередь это зависит от самих аудиторов – от их гибкости, технологичности, способности адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

В этом контексте интересен и показателен опыт некоторых лидеров российского аудита, показавших положительную динамику по итогам непростого 2022 года. В частности, в прошлом году для ряда бизнесов были расширены меры государственной поддержки, а значит, у многих предприятий появилась возможность получения бюджетных средств на выгодных условиях. Очевидно, это обстоятельство стимулировало интерес к услугам аудиторов и консультантов, что стало существенной статьей дохода ряда ведущих аудиторско-консалтинговых организаций.

В связи с уходом с российского рынка ряда компаний с иностранным капиталом и продажами бизнеса резко возрос спрос на услугу Due Diligence, что требовало от аудиторов и консультантов знаний в области финансов, корпоративного права, бухгалтерского и налогового учета.

Впрочем, конъюнктура изменилась не только вследствие событий геополитического и макроэкономического характера. Аудит бухгалтерской отчетности производственных, строительных, торговых, транспортных предприятий выявлял значительные сложности перехода предприятий на новые Федеральные Стандарты Бухгалтерского Учета (ФСБУ). Несомненно, потребность помощи опытных профессионалов в решении этой проблемы очень высока.

Минимизация налоговых рисков находится в фокусе внимания руководителей крупного среднего и малого бизнеса. Поэтому проведение аудита бухгалтерской отчетности с углубленным анализом налоговых рисков поможет найти новых клиентов, а значит, увеличить доход как крупным, там и небольшим аудиторским фирмам.

Очевидно, что потенциал для роста спроса на аудиторские услуги достаточно высок. Насколько удастся его реализовать – в первую очередь будет зависеть от понимания аудиторами и консультантами запросов клиентов, способностью быстро адаптироваться к новым реалиям.

Решение кадрового вопроса тоже во многом зависит от профессионального сообщества аудиторов. Повышение престижа профессии, привлечение талантливых молодых специалистов – решение, которое обеспечит основу для долгосрочного успеха российского аудита и консалтинга.

Последние публикации:

Подписаться на новости: