Бухгалтерский учет онлайн торговли: нюансы и ключевые операции

Создание сайта, покупка, продажа, доставка и возврат товара – знание правил отражения этих операций критически важно для специалистов, ответственных за бухгалтерский учет онлайн торговли. Помимо системы налогообложения – общей или упрощенной, есть еще ряд факторов, которые необходимо учитывать, чтобы исключить существенные ошибки в бухгалтерском учете интернет-магазинов.

Бухгалтерский учет онлайн торговли: ОСН или «упрощенка»?

Какую систему налогообложения выбрать организации, ведущей интернет торговлю – общую (ОСН) или упрощенную (УСН)? Реальной возможностью выбора обладают интернет-магазины, отвечающие следующим критериям:

— численность сотрудников организации не превышает 130 человек,

— годовая выручка составляет не более 200 миллионов рублей,

балансовая стоимость основных средств на конец отчетного периода не более 150 миллионов рублей,

— доля участия других компаний не превышает 25% и отсутствуют филиалы.

Такие организации могут применять как общую (ОСН), так и упрощенную (УСН) систему налогообложения. В случае нарушения хотя бы одного из указанных выше показателей, единственным возможным вариантом становится общая система налогообложения.

Применение «упрощенки» дает организации два очевидных преимущества. Во-первых, при УСН упрощенный налог заменяет собой НДС, налог на имущество и налог на прибыль. Таким образом, сумма налоговых платежей при УСН ниже, чем при общей системе налогообложения. Кроме того, бухгалтерский учет на УСН можно вести в упрощенном варианте, что позволяет сократить затраты на его ведение.

Как отразить в бухгалтерском учете создание сайта и определить СПИ?

Расходы по созданию сайта, вне зависимости от применяемой системы налогообложения и от того создан сайт силами самой организации или с привлечением сторонней организации, могут быть квалифицированы как нематериальные активы (НМА) или расходы текущего периода. Порядок учета расходов по созданию сайта зависит от стоимостного лимита за единицу нематериального актива, установленного приказом по учетной политике организации.

Как определить срок полезного использования (СПИ) сайта? Это еще один вопрос, на который должен будет ответить специалист, ответственный за бухгалтерский учет онлайн торговли. В соответствии с действующими стандартами, для нематериальных активов СПИ – это период времени (количество месяцев), в течение которого организация предполагает использовать данный актив для получения экономических выгод. Срок полезного использования сайта является оценочным значением, которое должно превышать двенадцать месяцев. Такие нормы установлены в ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы».

Срок полезного использования сайта может быть определен исходя из ожидаемого периода использования или морального устаревания.

Покупка и продажа товара при общей и упрощенной системе налогообложения

Как и при офлайн торговле, поступление товара отражается по дебету 41 и кредиту 60 счета. Если организация применяет общую систему налогообложения, то сумма НДС отражается по дебету 19 счета.

Намного сложнее отражается в учете интернет-магазина продажа товара. При применении ОСН последовательность следующая:

— получение выручки за проданный товар отражается по дебету счета 62 и кредиту счета 90-1;

— сумма исходящего НДС по дебету 90-3 и кредиту 68;

— списание покупной стоимости товара по дебету счета 90-2 и кредиту счета 41;

— сумма НДС к уплате, уменьшенная на сумму входящего НДС по дебету счете 68 и кредиту счета 19.

Если организация применяет УСН, то полученная интернет-магазином выручка проводится по дебету счета 62 и кредиту счета 90-1, а списание покупной стоимости товара по дебету 90-2 и кредиту 41.

Как правильно провести доставку товара?

Расходы по доставке товаров курьерской службой (собственной или сторонней) отражаются в учете по дебету счета 44 и кредиту счетов 60 (69, 70). В случае доставки товара сторонней курьерской службой на ОСНО в бухгалтерском учете маркетплейса, на основе полученного счета-фактуры, делается проводка по дебету счета 19 и кредиту счета 60.

Бухгалтерский учет онлайн торговли: нужна ли помощь консультантов?

Бесспорно, бухгалтерский учет онлайн торговли имеет множество нюансов, обусловленных спецификой деятельности маркетплейсов. В последние годы вступили в силу ряд новых Федеральных Стандартов Бухгалтерского Учета (ФСБУ), в частности стандарт, регулирующий учет нематериальных активов. Учитывая эти обстоятельства, помощь консультантов и аудиторов в адаптации учетной политики организаций, проверке правильности операций по созданию сайта, покупке и продаже товара будет не лишней. В первую очередь в услугах профессионалов могут быть заинтересованы организации, применяющие общую систему налогообложения. Работа компетентных и ответственных консультантов не только обеспечит точность отражения хозяйственных операций, но и снизит налоговые риски.

Последние публикации:

Подписаться на новости: