Число организаций, проводящих аудиторские проверки бухгалтерской отчетности по собственной инициативе, неизменно снижается последние 7 лет. По итогам 2019 года, интерес к инициативному аудиту в России обновил исторический минимум.
Аудит обязательный и инициативный
Механизм аудита — обязательного и инициативного, равно как его задачи, итоговые документы – аудиторское заключение и отчет аудитора, по сути, идентичны. Принципиальная разница заключается в инициаторе проведения аудиторской проверки.
Среди российских предприятий и учреждений, аудировавших годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, тех, кто проводил аудит по собственной инициативе, не попадая под критерии №307-ФЗ, всегда было меньшинство. Однако, именно в последние годы наблюдался тренд, когда количество организаций, проводящих инициативный аудит стало приближаться к уровню статистической погрешности.
Статистика Минфина
Если проанализировать официальные данные, публикуемые регулятором, трудно не заметить устойчивое снижение удельного веса инициативного аудита, как минимум, с 2012 года. По итогам 2019 года, лишь 7,3% организаций, проводивших аудит бухгалтерской отчетности, делали это по собственной инициативе.
Год |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Инициативный аудит |
18,5% |
16,7% |
14,7% |
11,3% |
9,4% |
8,8% |
8,7% |
7,3% |
Сопоставим этот тренд с общим количеством организаций, аудировавших свою отчетность в эти же годы. Обратившись к статистике Минфина, получаем следующие данные:
Год |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Аудируемые лица |
70044 |
68380 |
67857 |
71841 |
74537 |
78087 |
78688 |
79528 |
Если на основе приведенной выше информации определить количество организаций, проводящих инициативный аудит бухгалтерской отчетности в абсолютных величинах, картина получится еще более впечатляющая. В 2012 таких предприятий и учреждений было немногим менее 13 тысяч, в 2015-м уже лишь едва больше 8 тысяч. По итогам 2019 года количество организаций, которые провели инициативный аудит годовой бухгалтерской (финансовой отчетности) впервые оказалось менее 6 тысяч.
Причины и выводы
В чем причина столь значительного и стабильного снижения количества российских организаций, проводящих аудит годовой финансовой отчетности по собственной инициативе? Дать абсолютно аргументированный однозначный ответ со 100%-й доказательной едва ли возможно. Вероятнее всего, такая статистика обусловлена несколькими причинами.
В каких случаях предприятия и учреждения проводят инициативный аудит? Один из типичных примеров – требования финансово-кредитных учреждений. При этом стоит учитывать, что значительная часть организаций, аудированная отчетность которых предоставляется в банки, подходят под критерии, указанные в №307-ФЗ «об аудиторской деятельности». То есть, в статистику организаций, проводящих инициативный аудит, они могут не попадать.
Другой типичный случай – сделки по покупке или продаже бизнеса, его долей, ценных бумаг и т.д. Количество аудиторских проверок, вызванных данной причиной, во многом характеризуют уровень деловой активности.
Еще одна вероятная причина – проверки бухгалтерской отчетности, вызванные внутрикорпоративными факторами – сомнениями собственников или руководителей предприятия в достоверности данных бухгалтерского и налогового учета, сменой директора или главного бухгалтера.
Также аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности может проводиться в «штатных условиях», если руководители хотят быть уверены в точности данных учета и объективности ключевых экономических показателей, а аудиторов они рассматривают как полезных и объективных специалистов.
Как отмечалось выше, определить силу влияния каждого из указанных факторов на нисходящий тренд инициативного аудита сложно. Точно можно сказать только одно: в условиях высокой деловой активности и столь же высокого доверия делового сообщества к институту независимого аудита такая статистика была бы невозможна.
Влиять на уровень деловой активности аудиторы, безусловно, не могут. Восприятие независимого аудита деловым сообществом – собственниками бизнеса и руководителями предприятий во многом зависит от работы аудиторов – их ответственности и клиентоориентированности. Добиться высокого доверия людей дела – ключевая задача, решить которую должно аудиторское сообщество.