Профильный документооборот, учет затрат и особенности налогообложения – вопросы, на которые прежде всего стоит обратить внимание при ведении учета транспортной организации. Понимание этих нюансов является необходимым условием качественного аудита бухгалтерской и налоговой отчетности компаний транспортной отрасли.
В чем специфика учета документации компании-перевозчика
Говоря об особенностях учета транспортной компании, в первую очередь стоит обратить внимание на профильный документооборот. Для корректного учета должны быть в наличии документы водителя – паспорт, водительское удостоверение, паспорт транспортного средства, страховой полис ОСАГО, пакет документов для грузоперевозок – сертификат качества товара, копия трудового договора водителя, путевой лист, договор на транспортировку и т.д.
В ряде случаев требуется товарно-транспортная накладная и другие документы, если, например, перевозятся продукты или алкогольная продукция. Столь обширный перечень профильных документов и жесткие требования к их содержанию явно не упрощают работу бухгалтерии транспортного предприятия.
Соответственно, проверка полноты документации и правильности, своевременности ее заполнения становится обязательным условием качественной аудиторской проверки транспортной организации. Очевидно, указанная выше специфика требует от аудитора внимания, ответственности и понимания особенностей документооборота.
Тоже самое относится и к самым сложным вопросам для бухгалтерии транспортных компаний – налоговому учету и учету затрат.
Особенности учета затрат транспортной компании
Учет затрат, связанных с обеспечением функционирования транспортных средств, с высокой вероятностью станет ключевым вопросом для бухгалтерии, качественное решение которых будет необходимо безотносительно применяемого организацией режима налогообложения.
К таковым, в частности, относятся затраты на ГСМ. В составе затрат на топливо отражается стоимость приобретенных всех видов топлива, расходуемого на нужды автотранспортного предприятия. ГСМ рассчитывается по нормам с учетом пробега автомобиля. Еще одна существенная часть затрат транспортного предприятия – запасные части и ремонт, которая включает в себя инструменты, автомобильную резину, инвентарь. Данные затраты можно списать, не создавая резервы на ремонт.
Не самым простым для бухгалтера может стать расчет заработной платы и отчислений на страховые взносы. Для транспортного предприятия эти расходы могут быть прямыми, если заработная плата начисляется сотрудникам, которые непосредственно заняты оказанием услуг. Расходы на оплату труда управленческого персонала с точки зрения учета являются косвенными.
Далеко не тривиальный вопрос для бухгалтерии транспортной организации – амортизация основных фондов, особенно в свете утвержденных Минфином изменений соответствующего стандарта учета.
При ведении бухгалтерского учета транспортных компаний значительную роль играет квалификация видов ремонта основных средств — текущий, капитальный или модернизация и реконструкция. От правильного определения вида ремонта зависит порядок отражения затрат на эти ремонты. Либо это текущие расходы, либо это расходы, увеличивающие первоначальную стоимость основных средств.
Не удивительно, что при аудите бухгалтерской отчетности транспортных организаций наибольшее количество ошибок выявляется при проверке учета затрат, что автоматически ведет к неправильному расчету себестоимости, а значит и налогооблагаемой базы, неверному исчислению налогов и, как следствие, к санкциям со стороны контролирующих органов.
Особенности налогового учета транспортных организаций
Говоря о налоговом учете транспортных организаций, нужно принять во внимание ряд изменений правил налогообложения, вступивших в силу с 2021 года. Эти изменения мы описали в статье «Налоговый учет 2021: что должен знать бухгалтер и проверить аудитор».
Самым существенным из них станет отмена ЕНВД, применяемая ранее рядом транспортных компаний. Используя данный режим налогообложения, компания могла вести упрощенный бухгалтерский учет, а главное – освобождалась от уплаты налога на прибыль и НДС. Впрочем, транспортные компании могут сохранить данную привилегию, если перейдут на упрощенную систему налогообложения (УСН). Такое решение возможно для предприятий при соответствии двум критериям: численность сотрудников не превышает 130 человек, выручка – не более 200 миллионов рублей в год.
Если компания, оказывающая услуги перевозок, не соответствует таким условиям, с 2021 года единственным вариантом станет переход на общую систему налогообложения (ОСНО), что, несомненно, усложнит бухгалтерский и налоговый учет организации и, вероятнее всего, увеличит налоговые выплаты.
Важным обстоятельством является то, что если годовая отчетность подлежит обязательному аудиту, то в этом случае организация не может применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Как для предприятий других отраслей, для транспортных организаций необходимо учесть, что в налоговом учете затраты относятся не в полном объеме, а установленной норме. В этой связи особое внимание стоит уделить амортизации и расходам на ГСМ.
Спецификой налогового учета транспортных предприятий станет исчисление транспортного налога. Существенным обстоятельством является то, что с 2021 года по всей России для юридических лиц введены единые сроки уплаты транспортного налога (не позднее 1 марта) и авансовых платежей по нему (не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом).
Несомненно, проверка налоговых аспектов деятельности Компании, достоверности данных о состоянии расчетов с бюджетом, оценка риска финансовых потерь в связи с возможными санкциями налоговых органов станет важной частью программы аудита бухгалтерской отчетности транспортной организации.